История Кафедры ПЛА

Казанский авиационный институт был образован на базе аэродинамического отделения Казанского государственного университета решением Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности 5 марта 1932 года.

В начале институт состоял из двух отделений: аэродинамического и самолетостроительного, на базе которых в 1934 году был официально открыт самолетостроительный факультет(первый декан – Архипов К.А.).

С первых дней существования института велась интенсивная научно–исследовательская работа. Ее возглавлял Николай Гурьевич Четаев, создавший в стенах института научную школу общей механики. В 1940 году Н.Г.Четаев переведен на работу в Москву на должность зам. директора (с 1944 г.- директор) института Механики АН СССР, в 1943 году был избран членом – корреспондентом АН СССР.

С 1933 года институт один из первых среди авиационных вузов страны начал издавать сборники научных статей, получивших название «Труды КАИ», регулярно выпускавшиеся и ставшие авторитетным научным изданием. В 1933 году начались защиты кандидатских диссертаций преподавателями института, первым защитился Г.В.Каменков, ставший впоследствии ректором КАИ, с 1949г. – проректор, ректор МАИ. В 1937 году состоялись первые защиты докторских диссертаций Г.В.Каменковым, Х.М.Муштари, И.Г.Малкиным. Вместе с теоретическими исследованиями в институте успешно велись и конструкторские разработки. В 1933 – 1939 годах в ОКБ КАИ создана серия одно- и двухмоторных самолетов, в которых были воплощены новые для того времени идеи и конструктивные решения (зависающие элероны, убирающиеся шасси, упругое крыло и др.). На этих самолетах был установлен ряд официальных рекордов.

В 1939 году в КАИ открыт моторостроительный факультет( первый декан – Чусляев А.А.). Заведующим кафедрой авиадвигателей стал С.В.Румянцев, впоследствии ректор КАИ, затем зам. министра высшего образования СССР, ректор Университета Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы.

В годы Великой Отечественной войны на площадях института работал ряд подразделений и лабораторий Института Физики АН СССР, ЦАГИ, Летно – исследовательского института (ЛИИ), Научно – исследовательского института ГВФ, а также весь состав Харьковского авиационного института. В период с 1941 по 1943 год в стенах КАИ работали ведущие ученые - аэродинамики А.А.Дородницин, С.А.Христианович, В.В.Струминский во главе с будущим президентом АН СССР М.В.Келдышем.

В 1945 году в институте была организована первая в вузах страны кафедра реактивных двигателей, на заведование которой был приглашен будущий академик В.П.Глушко – основоположник отечественного ракетного двигателестроения, в числе первых ее преподавателей были С.П.Королев, впоследствии главный конструктор ракетно – космических систем страны, профессор Г.С.Жирицкий, именем которого назван один из кратеров Луны.

В 1951 году в институте был открыт новый факультет авиационного приборостроения, (первый декан – Максимов В.В.), в 1952 году был создан факультет авиационной радиотехники, который вскоре стал крупнейшим в институте (первый декан – Поповкин В.И.).